Эксперты разоблачили мифы про автомобильные аккумуляторы

10
Фото: www.marshallbatteries.com.au

По своей конструкции, аккумуляторные батареи (АКБ) не меняются десятилетиями. Несмотря на появление новых технологий, внутри всё те же свинец и кислота. Эта обманчивая простота этих долгожителей порождает множество мифов.

Во время «прикуривания» от другого автомобиля мотор машины-донора должен быть заведен

Внезапный скачок напряжения может привести к повреждению электронных компонентов донорского автомобиля, поэтому такие действия считаются безопасными только для старых автомобилей, таких как ВАЗ-2106 или УАЗ-469, у которых двигатель должен быть включен. Однако, для автомобилей с электронными системами управления, особенно новых моделей, двигатель и зажигание должны быть выключены.

Для облегчения пуска на морозе нужно предварительно на пару минут включить фары

Это должно было немного подогреть аккумулятор за счет протекающего тока и увеличить его способность выдавать стартовый ток. Однако, как показали испытания, проведенные Бронницким НИИ военной автомобильной техники, и практический опыт, такая процедура не приносит заметной пользы.

Штатные АКБ служат дольше покупных

Для первичной комплектации автомобилей производители аккумуляторов должны соответствовать требованиям спецификации, иногда создавая более качественные (и более дорогие) аккумуляторы. Некоторые производители АКБ для этого модифицируют конструкцию решетки, увеличивают содержание активной массы и добавляют пластины, чтобы сохранить выгодный контракт с автозаводом. На вторичный рынок тот же производитель поставляет «обычные» батареи.

Заряженная батарея тяжелее разряженной

По просьбе журнала «За рулем», на Тюменском аккумуляторном заводе провели эксперимент, в ходе которого сравнили массу аккумулятора до и после полной зарядки. Результаты эксперимента показали, что масса практически не изменилась.

Что касается теории, можно предположить следующее: хотя при разряде плотность электролита уменьшается, это может привести к уменьшению массы АКБ, однако, молекулярный вес сульфата свинца в разряженной батарее больше, чем молекулярный вес двуокиси свинца и чистого свинца в заряженной батарее, что компенсирует потерю массы электролита изменением состава активной массы.

В основе батарей AGM находится гель

Это заблуждение, так как гелевых автомобильных аккумуляторов не существует. Гелевые аккумуляторы используются, например, в электропогрузчиках или поломоечных машинах, где электролит находится в загущенном состоянии. В аккумуляторах с технологией AGM электролит связан в специальном сепараторе из стекловолокна (AGM — абсорбирующий стекломатериал). По сути, он является пропиткой мата.

Батарея, разрядившаяся «в ноль» — не жилец

Это утверждение относится только к аккумуляторам открытого типа, которые длительное время находились на морозе, будучи разряженными. В то время как обычные аккумуляторы могут восстановиться даже после глубокого разряда, если они не успели замерзнуть. Для аккумуляторов AGM глубокий разряд является нормальным режимом работы.

Батарея EFB — обычная батарея из верхнего ценового ряда

Конструкция батарей EFB имеет ряд особенностей, которые отличают их от стандартных аккумуляторов. Каждая компания вносит свои инновационные решения в разработку таких батарей. Европейский стандарт EN 50342–6 устанавливает требования к этим батареям в отношении вибрационной устойчивости, потребления воды, эффективности зарядки и количества циклов разрядки-зарядки. На примере аккумуляторов марки Exide можно отметить усиленные токоотводящие решетки электродов и сепаратор, которые позволяют повысить глубину разрядов. Также специальное армирующее покрытие на поверхности положительного электрода улучшает работу в циклическом режиме. Кроме того, добавки в активную массу отрицательного электрода высокомолекулярного углеродосодержащего соединения увеличивают скорость заряда.

Однако, в России многие производители не проявляют инициативы в сфере внедрения подобных улучшений, ограничиваясь лишь повышением цен. В результате, мнения о реальных преимуществах EFB сильно разнятся. Как правило, батареи EFB могут служить заменой стандартным аккумуляторам открытого типа, но их использование вместо оригинальных AGM не рекомендуется.

Аккумуляторные батареи нельзя переворачивать

Это правило действует только для аккумуляторов открытого типа. Батареи AGM могут работать в любом положении. Важно отметить, что в случае аварии, когда автомобиль переворачивается, из обычной батареи может вытечь электролит. Однако, с AGM батареей этого не произойдет, что говорит в пользу ее надежности и безопасности.

Неразборную батарею AGM можно оживить, если добавить внутрь дистиллированной воды

Эти аккумуляторы работают на основе замкнутого кислородного цикла и не требуют долива воды. Электролит находится в порах стекловолокна и в самом электроде, то есть в состоянии без свободной жидкой фазы. Создание избыточного давления необходимо для работы замкнутого кислородного цикла, поэтому попытки сверлить отверстия или иным образом вскрывать аккумулятор не целесообразны.

Если в бюджетном автомобиле вышла из строя AGM батарея, в крайнем случае можно заменить ее обычным аккумулятором открытого типа. Однако, стоит учитывать, что некоторые системы автомобиля, такие как система Старт-стоп или предпусковой подогреватель, могут быстро вывести из строя стандартный аккумулятор.

Батареи AGM нельзя применять на старых автомобилях

Аккумулятор AGM на 100% заменяет стандартный аккумулятор в любых условиях, так же как и батареи EFB. Максимальное напряжение в бортовой сети, выше которого могут возникнуть проблемы, составляет примерно 14,5 В для обычных аккумуляторов и 14,8 В для AGM.

На морозе батареи быстро разряжаются, а их емкость падает

Многие считают, что аккумуляторы на морозе разряжаются быстрее, хотя на самом деле холод замедляет химические реакции. Поэтому рекомендуется хранить заряженные аккумуляторы, снятые с автомобиля, именно в холоде, а не в тепле.

Что касается снижения ёмкости аккумулятора в зимний период, то это утверждение не совсем корректно. Ёмкость аккумулятора не исчезает, и это легко проверить, прогрев аккумулятор до комнатной температуры. На самом деле, в холоде аккумулятор не может отдать накопленный заряд в полном объёме из-за увеличения вязкости электролита, что замедляет поступление кислоты в поры активной массы пластин.

Термочехол облегчает работу батареи в холодное время года

Термочехол не может самостоятельно согревать батарею, так как он не является источником тепла. Зимой он может даже мешать прогреву аккумулятора от двигателя. Термочехол может быть полезен в определенных условиях, например, при достаточно длительных поездках для прогрева аккумулятора или летом, чтобы защитить его от перегрева.

Требования по величине зарядного напряжения для батарей AGM не отличаются от обычных АКБ

Согласно ГОСТ Р 53165-2020, напряжение зарядки для аккумуляторов открытого типа должно составлять 16,00 ± 0,05 В, а для аккумуляторов VRLA, включая AGM, оно ниже – 14,80 ± 0,05 В. В современных зарядных устройствах предусмотрена возможность выбора типа зарядки. Напряжение в бортовой сети может варьироваться в зависимости от управления генератором и других факторов, таких как температура и время после запуска двигателя.

При любой поездке АКБ заряжается

Это не совсем так. Чем ниже температура, тем более неохотно аккумулятор принимает заряд. Именно из-за этого батареи чаще оказываются разряженными именно зимой: зарядка, если и идет, то очень слабая.

Для оценки состояния батареи нужен специальный тестер или нагрузочная вилка

Однако, на практике можно поступить проще. Измерить мультиметром напряжение на клеммах аккумулятора при выключенном двигателе. Если аккумулятор полностью заряжен, напряжение должно быть около 12,6…12,7 В. Измерение следует провести спустя несколько часов после остановки двигателя, чтобы результаты были более точными.

Напряжение около 12,3 В может говорить о том, что аккумулятор недостаточно заряжен. Стоит проверить исправность зарядного устройства, измерив напряжение при работающем двигателе. Оно должно быть приблизительно 14,0…14,4 В. Если этот показатель ниже, возможно, проблема в генераторе или в плохих контактах.

При установке на автомобиль батареи большей емкости, чем у штатной, она будет недозаряжаться

Нет никаких причин, по которым такой аккумулятор не сможет зарядиться полностью. Например, если вы зачерпнули стакан воды из ведра или из большой бочки, то для восполнения уровня жидкости вам нужно будет добавить столько же воды, сколько вы взяли. Точно так же и здесь: если аккумулятор отдал, например, 1 ампер-час, то и зарядить его нужно на 1 ампер-час, вне зависимости от его размера.

Конечно, если сначала установить разряженный аккумулятор, то для его полной зарядки потребуется больше времени, чем для аккумулятора меньшей емкости. После зарядки все придет в норму. А при выходе из строя генератора такой аккумулятор продержится дольше без подзарядки, чем более маленький.

Другой распространенный миф заключается в том, что при использовании более мощного аккумулятора стартер может выйти из строя из-за слишком большого тока. Это не соответствует действительности: сопротивление обмоток стартера остается неизменным, напряжение в сети автомобиля не зависит от емкости аккумулятора, поэтому ток стартера не увеличится.

- Реклама -
Предыдущая статьяКаждая десятая авария в Оренбуржье в прошлом году произошла с участием нетрезвого водителя
Следующая статьяВ Оренбуржье в апреле ограничат движение большегрузов
Автоклуб Оренбуржья
Отправьте свою новость на почту autosoren@yandex.ru, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь