Мифы СССР: почему советские водители никогда не лили в радиатор воду из крана

15
Фото: globallookpress.com

Сегодня некоторые считают, что в СССР не было специальных антифризов и тосолов для автомобилей, поэтому все просто заливали обычную воду в расширительный бачок, а еще раньше — прямо в радиатор. Они думают, что раз наши предки так делали, то и нам можно. Однако, это было не совсем так. В СССР серьезно относились к регламентам по обслуживанию автомобилей, особенно таких дорогих, как личный транспорт.

В интернете и в гаражных разговорах можно услышать много историй, которые когда-то были рассказаны кому-то, а затем бережно переданы дальше, как великие истины. Конечно, с добавлениями подробностей и описательных эпитетов от рассказчика. Так было, есть и будет во все времена, и в этом нет ничего удивительного. Однако, в трех случаях из трех, мудрость из этих историй со временем теряется, оставляя только яркие цитаты и посредственные мнения, которые заменяют первоначальный смысл.

В технической литературе тех времен можно найти реальный порядок вещей. Сегодня эти книги лежат на развалах или продаются в букинистических магазинах. А также в Интернете можно найти их отсканированные версии совершенно бесплатно. И сегодня, в 24 году XXI века, очень интересно почитать эти книги. И дело не только в любопытстве, но и в желании найти истину среди мегатонн бесполезной, а иногда даже вредной информации. Один из ярких примеров — информация о воде в радиаторе.

Давайте поговорим откровенно: в экстренной ситуации, когда шланг или даже сам радиатор повреждены и дело происходит «во глубине сибирских руд», а до ближайшего магазина автозапчастей чуть ближе, чем до Луны, можно залить воду в систему охлаждения. Более того, это необходимо, ведь с пустым контуром двигатель тут же перегреется, а с водой – с минимальными и допустимыми последствиями доедет до СТО. После этого потребуется только промывка и замена на антифриз в соответствии с регламентом.

Вот так и только так, а все остальное — это отговорки. Но опытные водители, конечно, могут оспорить этот довод. Раньше использовали воду, ездили только на воде, и не знали бед. Это потому, что машины были очень надежные! Корни этих гаражных легенд уходят сразу в две плоскости. Первая — железная дорога, где в тепловозах действительно используется только вода для системы охлаждения.

Причина негерметичности контура, из которого льет, изначально заложена в конструкцию. Поэтому на станциях всегда есть колонка, и тепловозы зимой не глушат. Конструктивная схожесть тепловозного двигателя и мотора современного автомобиля остается на совести автора, который распространяет мифы. Вторая плоскость произрастания «ног» мифа — советский шоферский опыт. Ведь тогда не было антифризов, а лили воду и ездили круглый год.

Обратимся к профильной литературе и процитируем первоисточник. Начнем с небольшого вступления: «Система охлаждения заполняется водой или жидкостью, которая замерзает только при низкой температуре». Значит, в 1962 году, когда вышла книга по обслуживанию и ремонту М-21 от Государственного научно-технического издательства машиностроительной литературы, не замерзающая охлаждающая жидкость все же существовала? Да, существовала, и даже двух марок: 65 и 40, которые маркировали температуру замерзания. Основу этих жидкостей составлял этиленгликоль, как и во многих современных антифризах. Но вернемся к воде.

Во-первых, согласно регламенту, воду использовать можно, но есть несколько оговорок. Вода должна быть чистой и, по возможности, мягкой, не содержащей солей, прежде всего извести. Если использовать жесткую воду, то в радиаторе и водяной рубашке двигателя быстро образуется значительное количество накипи. Поэтому рекомендуется использовать для охлаждения дождевую или снеговую воду.

Смягчать воду щелочью было строго запрещено, так как она могла разъедать алюминиевые блоки. Однако, менять воду тоже слишком часто не рекомендовалось, чтобы не допустить попадания солей в систему. Что такое «слишком часто» с точки зрения советского инженера? Например, масло в двигателе советовали менять не слишком часто: всего лишь раз в две-три тысячи километров. Но это уже другая история.

- Реклама -
Предыдущая статьяДля чего инспектор ДПС может попросить водителя широко открыть рот
Следующая статьяКак повысятся цены на автомобили с 1 апреля: эксперт всё рассказал
Автоклуб Оренбуржья
Отправьте свою новость на почту autosoren@yandex.ru, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь